Виды и особенности трансмиссий
Трансмиссия - один из важнейших узлов спецтехники, обеспечивающий передачу вращающего момента от силовой установки к колесам/гусеницам, ведущему мосту. Определяет маневренность и точность управления. Позволяет тракторам, экскаваторам, бульдозерам выполнять главные операции — движение по прямой, поворот, подъем/опускание рабочего органа (отвал, ковш и др.).
Конструкция трансмиссии
Муфта и сцепления соединяют/разъединяют вал ДВС с трансмиссией, обеспечивают плавное переключение передач. Трансмиссионная коробка передач позволяет выбирать скорость передачи вращающего момента на колеса/гусеницы. Блокировка дифференциала поддерживает симметричное вращение гусеничных колес для повышения проходимости, устойчивости на нестабильных поверхностях. Редукторы и приводные механизмы передают движение от коробки передач к гусеничным колесам, выполняют преобразование крутящего момента, что способствует улучшению тяговых характеристик спецтехники.
Особенности функционирования узла
Трансмиссия работает за счет эффективного использования различных передаточных отношений и механизмов. При движении техники энергия от силовой установки направляется на трансмиссионный блок через гидротрансформатор. Затем механизм регулирует вращающий момент, его передачу на гусеницы/колеса, контролируя скорость и тяговые характеристики.
Типичные признаки неисправности
Неудовлетворительное техническое состояние узла диагностируется по следующим признакам:
- износ зубчатых/цепных передач;
- сильный нагрев;
- утечка смазки из картеров;
- нетипичные шумы, стуки, повышенная вибрация;
- нарушение целостности, деформация карданных валов;
- увеличение бокового зазора между шлицами/зубьями шестерен;
- несанкционированное включение/выключение передач в коробке.
Виды трансмиссии
Производители современной спецтехники устанавливают два основных вида трансмиссии.
Гидродинамическая
Главные элементы узла — динамические турбины и насосы лопастного типа. Крутящий момент направляется напрямую посредством гидравлической муфты либо гидротрансформатора, что гарантирует более высокую мощность. Передние/задние скорости перемещения задаются 3-6 передачами. Они могут переключаться механически или автоматически. В первом случае для переключения необходима остановка спецтехники, во втором смена передач выполняется на ходу.
Гидромеханическая (гидростатическая)
Отличается достаточно простой конструкцией с относительно небольшим числом деталей. Проста в техобслуживании, имеет небольшие размеры, надежна в работе. Вращательный момент направляется от гидронасоса к гидромотору, задающему движение колес. Последний устанавливается в колесах или интегрируется в мост. Скорость перемещения регулируется бесступенчатым механизмом. Предусмотрена возможность отключения узла для использования дополнительной мощности в работе гидравлики.
Позволяет задавать различные режимы управления — сразу всеми колесами (крабовый ход/след в след) либо только одной осью. Обеспечивает плавный разгон с места и максимальную точность перемещения спецтехники. Из-за отсутствия проскальзывания не меняется выходная частота вращения даже при значительном увеличении нагрузки. Дольше служит по сравнению с гидродинамической.
Трансмиссия обеспечивает производительность спецтехники. Для стабильной работы узла необходимо периодически оценивать техсостояние, следить за уровнем масла, своевременно выполнять замену изношенных деталей.